Доброго времени суток, МЗР!
Обещала рассказать про мероприятие, которое посетила вчера.
Поделюсь также некоторыми своими мыслями. Возможно будет полезно,
так как на МЗР много не только молодёжи, но и людей, у которых есть
дети, которым ещё предстоит их профессиональный путь начать.
Сразу оговорюсь, что я имею диплом о высшем образовании по
специальности "Информационные системы и технологии", в общем, по
образованию программист, и работаю в не очень большой, но абсолютно
потрясающей айти компании в своём городе. То есть, имею
представление о том, что говорю.
Итак мы пришли на презентацию компьютерной академии TOP, которая
проходила к их чести на территории их школы, непосредственно в их
лекционном классе. Изначально были настроены довольно скептически,
так как рекламный пост содержал в себе фотографию с надписью о дне
открытых дверей на фоне мечети, являющейся одной из
достопримечательностей города. Однако, ни мероприятие, ни академия
не имеют ничего общего с мечетью. Тексты в группе были написаны
довольно плохо, будто их писал человек, который только начинает
свой путь в копирайт. Но, умерив свой скепсис, мы решились
попробовать сходить, так как увиденные косяки не связаны с их
прямой деятельностью, и вполне может оказаться, что айти
образование ребята дают хорошее, что позволит мне пройти оффлайн
курсы повышения квалификации. А скепсис часто мешает в жизни
увидеть что-то хорошее. Тем более, что пообещали профориентационный
тест.
Презентация была довольно слабой, новой информации практически не
было, хотя позиционировалось как "Расскажем про то, как легко и
безболезненно войти в IT", ответов на эту тему найдено не было. Из
полезного для себя, узнала, что академия существует с 99 года и
работает не только в нашем городе, но и не только в нашей
стране. После такого им хочется верить. Но, человек,
презентовавший академию, к сожалению плохо разбирался в том, о чём
говорит, так как это был менеджер, ничего общего с айти не
имеющий.
Нам рассказывали про курсы и планы обучений, говорили о том, что
создаются проекты (если я не путаю, был даже слайд про то, что это
происходит раз в 3 месяца или на 3 семестр). Также рассказывали про
программы обучения, которые заменяют университетское образование,
причём доступны программы для выпускников 9 класса и проходятся за
2,5 года (на этой теме остановлюсь отдельно). И я до сих пор верила
в то, что возможно обучение у них хорошее, презентации же тоже не
их профиль.
После короткой презентации к нам был приглашён преподаватель,
который, как я надеялась сможет рассказать о том, что меня
интересует. В первую очередь его собственная квалификация и
образование, на что мы получили ответ, что преподаватель работает в
крупной нефтяной компании (не завидую ему, сама должна была там
работать, но чудом убереглась), узнали его должность, но всё ещё не
получили информацию об образовании. Ладно, не страшно.
Спросила о проектах, которые делают студенты, попросила примеры.
Но, ни менеджер, ни преподаватель не смогли привести примеры
проектов, которые делают их студенты, ни одного. Задала вопрос о
том, сами ли студенты придумывают идеи или преподаватели им
помогают и подсказывают, подкидывают идеи. В ответ на это мы
услышали только, что в конце есть экзамены. Позже нам принесли
альбом с работами по 3D моделированию и дизайну сайтов (такой курс
у них тоже имеется), работы были хорошие, но основной профиль школы
это программирование и чьи работы в альбоме я также не представляю,
да и не это направление меня интересовало, этих курсов у них только
2. Но только более 20 узконаправленных курсов и ещё минимум 3
общих. Также увидели учебный план по языкам программирования. Точно
такой же можно увидеть на любом бесплатно сайте (мой любимый в
универе был C# для чайников). Так что, это тоже ничего не говорит о
качестве получаемых навыков. А программирование это в первую
очередь наработанный на ошибках в создании собственных проектов
опыт.
Окончив университет я поняла, что проекты, которые мы
придумывали для разработки на лабораторных работах, просто
напросто не были достаточны для того, чтобы отработать
навыки. Проблемой было то, что тогда мы ещё не имели
представления о правилах создания проектов с первых шагов, этому
нас учили только на последнем курсе. Соответственно тут бы участие
преподавателей очень помогло. Мы не знали о проблемах, которые
хотим решить с помощью своих проектов. Даже в дипломной работе
придумать было сложно, а помогали не всем. Поэтому это чуть ли не
самая важная вещь в обучении программированию - практика. То, как
она проходит, в каком виде, это то, чего человек не сможет получить
от бесплатных сайтов и видеоуроков, тут нужен преподаватель,
который сможет помочь сформировать идею и составить проект до
разработки.
Обещала отдельно остановиться на 2,5 годах обучения. К сожалению,
вопрос пришёл мне в голову уже после окончания презентации. Но,
академия обещает, что в курсе имеются также (как в
универе) общеобразовательные предметы, первый год также (как в
универе) будут изучаться основы ООП (Объектно-ориентированное
программирование), но курс длится на 1,5 года меньше чем даже
бакалавриат. Интересно на чём сэкономили время в академии, аж на
1,5 года, не избавляясь от общего образования и от структуры
обучения? Вопрос открыт, у меня нет на него ответа, даже
предположительного. Можете порассуждать в комментариях, с
удовольствием присоединюсь.
Далее мы прошли на "профориентационный" тест, кавычки потому что мы
моментально выяснили, что это просто их вступительный тест, который
не несёт в себе никакой профориентационной информации и состоит
исключительно из вопросов с вариантами ответов. Первая часть теста
рассчитана на знание основ программирования (да, чтобы поступить на
курсы по программированию, надо уметь программировать), в которой
мы ещё умудрились найти ошибку (для знатоков: тест утверждает, что
оператор выбора из нескольких вариантов это только условный
оператор If и никак иначе, в это время среди вариантов был также
оператор Case, который по сути больше подходит под формулировку
вопроса). Вторая часть теста видимо для отсеивания клинических
идиотов, которые после окончания минимум 9 классов не смогут верно
решить задачи из простейшей математики, в стиле 1/2 + 1/3 = ?.
Среди прочего проверялось умение гуглить. Было представлено слово
на иностранном языке, которое надо было перевести любым
переводчиком, которым хочешь.
Жаль, а тест давал больше всего надежд, потому что я стою на пороге
решения о выборе более узкого направления развития и хочу понять, а
что же мне всё таки подходит. Но об этом я поделюсь
позже.
Мой вердикт таков, я лучше поступлю в яндекс, так как доверия
вызывают гораздо больше (мои старшие коллеги, кстати сбежавшие из
той же компании, в которой работает преподаватель), уже проходили
там обучение и вполне успешно. Для ребят, которые заканчивают 9 или
вообще 11 класс, я бы не рекомендовала подобные заведения, лучше
поступить в хороший университет (на бюджет) и отучиться полноценно
там всему от общеобразовательных предметов до английского и
физкультуры (я обожала свою физру в универе, это бесплатный и
интересный фитнес), также программированию на нескольких
языках и, естественно, управлению проектами. Подобную академию я бы
выбирала разве что в качестве дополнительного образования для
детей-школьников, если не жалко денег, полгода обучения стоит
примерно как в университете (~7к в месяц). Для них действительно
будет польза, проще потом влетать в сферу, учиться, уже имея
представление о том, с чем ты имеешь дело.
Не могу утверждать, что образование в данной академии плохое, так
как я не училась там и не знаю тех, кто учился, но доверия большого
не вызывает и если есть альтернатива в виде других оффлайн курсов,
либо же онлайн, лучше выбрать другое, что я и сделаю.
К сожалению, как я поняла, это проблема повсеместная, особенно в провинции. Школы IT открываются пачками, т.к. есть спрос, но преподавать просто не кому. Программы не продуманы, обучением учителей не занимаются...