Владимир, ну тут не о чем страдать, у меня красный диплом и золотая
медаль, и скажу я Вам, они мне не то что не помогли, а иной раз
даже мешали в жизни! хотя мне они и дались легко, а для кого-то
это, вероятно, адский труд! средненькие всегда как-то лучше
устраиваются в жизни...
Золотая медаль в школе (у нас тоже есть), мне кажется, это
"совместное произведение" ребенка и родителей. Красный диплом -
совсем другое, мы тоже не стремились, я всегда придерживалась
поговорке "лучше синий диплом и "красное личико", чем
наоборот"))Но в МГУ,
вручение дипломов с отличием - своеобразный ритуал, посвящение,
настоящий праздник, который вдохновил даже
меня , не говоря уже о
студентах. Преподаватели разговаривают с ними на равных, называют
коллегами, наверное это заслужено: у дочки уже несколько научных
публикаций.)))
28.06.2013 21:44
Ну вообще-то нормальные преподаватели и так должны с нормальными
студентами разговаривать на равных.
Другое дело, что у нас, даже по словам немецкого специалиста (не
английского или американского!) слишком авторитарный стиль
обучения.
Впрочем, я понимаю, что на обучение на физтехе - немножко "другая
планета" по сравнению с большинством других мест. Обидно только,
что общего улучшения как-то не ожидается, скорее, наоборот...
28.06.2013 22:42
Может, мы про разное? Я, возможно, неправильно выразился, я
слово "у нас" употребил в смысле "В СРЕДНЕМ ПО РОССИИ". Как раз на
физтехе было более партнерское отношение преподавателей, чем в
среднем по стране. Практически везде, как я понимаю, было гораздо
хуже.
В мое обучение на физтехе (МФТИ), в конце 80-х - начале 90-х,
само доброжелательное отношение большинства преподавателей, да и
деканата, и прочих формальных лиц было удивительно нехарактерным
для нашей страны. Вот некоторые "нехарактерности":
Свободное посещение. На лекциях можно было вообще не
появляться, главное - сдавать экзамены.
Поддержка и доброе отношение. В большинстве вузов, как мы с
удивлением узнавали, человека, который не сдал хотя бы один зачет,
реально не допускали до экзаменов. Человека, который вовремя не
сдавал текущие задания, например, по математике , тоже не пускали
на экзамен, а ставили в какие-то нечестно жесткие условия (друзья с
физфака мгу это называли, какется, "отправить на комиссию" - не
знаю точно, что это такое, но как я понял, что-то несправедливо
строгое). У нас я помню характерный пример: моего друга в апреле(!)
зачем-то вызывают в деканат. Он идет туда, а там ему говорят:
ты, блин, ..., свой зимний зачет по английскому досдавать будешь,
или решил в армию пойти? Большинство друзей из других вузов такому
отношению сильно удивлялись.
Серьезное отношение к качеству обучения. Если
преподаватель плохой, его заменяют. Процедура проста - группа
отправляет старосту в деканат, с просьбой заменить преподавателя,
который не нравится. И его меняют на другого. На моей памяти такое
многократно случалось в разных группах с моего факультета. Когда я
про это рассказывал одноклассникам из других вузов, большинство из
них сравнивали это с фантастикой.
Я сама закончила ВУЗ в 1900 г., в МГУ не добрала один балл, тогда с
моими баллами, набранными в МГУ на химфаке брали в любой другой
вуз, где такие же предметы были (почти как сейчас ЕГЭ), выбрала
химико-технологический. Мы могли ходить слушать лекции на
химфак МГУ по желанию, приходили в деканат, писали заявление на
конкретный курс к конкретному преподавателю, и нам давали
направление как слушателю. Так что доброжелательное отношение
было всегда к тем, кто хотел и учился. Сейчас вообще -
демократия! Дочка сама могла выбрать количество часов и предметы
для посещения, но зачеты и экзамены по своей программе обязана была
сдать обязательно, все другие - по желанию, все сданное
дополнительно тоже записано в выписке к диплому. Чтобы отмечали на
парах вообще речь никогда не шла. Преподаватели ведут семинар, даже
если один студент в аудитории.
Что касается научной работы - созданы все условия для этого,
совершенствуйся во всех направлениях, если есть желание.
Более того, МГУ принимает работы на конкурс у всех желающих,
если тебя выбрали, предоставляется общежитие на время конференции
или семинара...